milutkin (milutkin) wrote,
milutkin
milutkin

Categories:

Уголки Нижнего. Курбатовский завод

Всем нижегородцам известен Казанский съезд, но не всем известно, что за постройки расположены у подножья съезда. Сегодня наша прогулка будет проходить именно здесь, у начала Гребного канала и паромной переправы на Бор (бывший Боровской перевоз).

DSC_0740

Казанский съезд (бывш. Печёрский) - спускается от Сенной площади, Трамплина к Красной слободе и пляжу на Гребном канале.
Устроенный по приказу Николая I Казанский съезд напрямую связывал юго-восточную часть города с волжским берегом. За площадью Сенной в то время заканчивались городские окраины и начинались сельские территории, так что Казанский съезд, как определил его функцию российский император, действительно оказался деловой дорогой не только к Нижнему посаду, но и к ежегодной Нижегородской ярмарке. Съезд назывался Казанским, поскольку выходил на Казанский тракт, но Храмцовский именовал его Печерским - по расположению рядом с Печерским монастырем.

Казанский съезд

На одной из дореволюционных фотографий М. П. Дмитриева, запечатлевшей жизнь Нижнего Новгорода, виден спуск Казанского съезда с выходящими к береговой линии Волги промышленными корпусами. Это бывший Курбатовский завод, некогда знаменитое в Поволжье и крупнейшее в городе механическое предприятие.
Дмитриев
До наших дней немногое уцелело от старых заводских построек, находящихся на государственной охране в качестве памятника истории, архитектуры и градостроительства регионального значения.

курбатовский завод
История завода восходит к середине XIX столетия, когда на Волге начало бурно развиваться пароходное сообщение. Новому виду транспорта требовались значительные поставки паровых машин и специального судового оборудования. В апреле 1857 года сразу несколько предпринимателей предложили основать механические заводы с целью ремонта и оснащения речных пароходов. Для этого они просили у Городской думы место на берегу Волги у спуска Казанского съезда к набережной возле Борского перевоза.

DSC_0739

Выгода такого местоположения диктовалась близостью пристаней и удобными подъездными путями, что обеспечивало подвоз необходимых материалов (прежде всего железа) как водным, так и сухопутным путем. Среди этих промышленников были московский купец 2-й гильдии Иван Савельевич Колчин и краснослободский купец 1-й гильдии, Почетный гражданин Абрам Лукич Ненюков. В результате трехкратных торгов они получили рядом расположенные участки земли.

DSC_0743
Административное здание заводоуправления двухэтажное (первый этаж - каменный, второй - деревянный). Его кровлю венчает беседка с галереей-обходом, традиционной для древнерусского жилого зодчества. Над главным входом, обращенным в сторону Волги, устроен чугунный балкон на столбах.

DSC_0747

Допущенные отступления от проектного чертежа незначительны и касаются только ширины смотровой башенки, оформления пилястр и наличников. В целом же архитектура здания оригинальна и контрастирует с остальными заводскими строениями.

DSC_0746
После смерти И. С. Колчина в январе 1877 года по духовному завещанию все его состояние перешло к Устину (Иустину) Савичу Курбатову, который числился казанским купцом первой гильдии и доводился покойному двоюродным братом. К Курбатову перешли все торговые дела Колчина как в Нижнем, так и в Тюмени.

У. С. Курбатов родился в 1828 году в г. Сарапуле Вятской губернии, в небогатой мещанской семье. С 17 лет занимался торговлей. В начале 1850-х годов перебрался в Нижний Новгород к своему родственнику И. С. Колчину и поступил к нему на службу - сначала в Камско-Волжское пароходное общество, а затем в качестве доверенного пароходной компании Колчина.

DSC_0744

1857 г. становится важной вехой для купеческой династии Колчина – Курбатова, определившей дальнейшее направление ее предпринимательской деятельности. В этом году И.С. Колчин, являвшийся уже московским 2-й гильдии купцом, начал строительство в Нижнем Новгороде своего первого промышленного предприятия. Завод в те годы назывался «Паровое механическое заведение для поправки машинных поломок и починки судовых корпусов». Таким образом, И.С. Колчина можно называть одним из пионеров частного пароходостроения в России.
При У. С. Курбатове на заводе продолжался рост производства, внедрялись технические новшества. В 1879 году там был установлен (впервые в провинции!) электродвигатель системы Яблочкова, обеспечивший освещение цехов и заводского двора. Смотреть «новый свет» стекался весь город.


DSC_0745

При У. С. Курбатове выросла и заводская территория. Судя по генпланам 1873 и 1881 годов, заново была отстроена западная часть крайнего северного корпуса, были продолжены линии заводских корпусов с запада и северо-востока. В результате завод превратился в непрерывную цепь корпусов и строений различного назначения.



Фамилия Калашникова в свое время была широко известна по всей Волге, а в Нижнем Новгороде сына угличского мещанина Калашникова — Василия Ивановича знали по прозвищу «механик».
Этот талантливый человек рано ушел из отцовского дома «в люди». Высокоодаренный, с малых лет он усидчиво занимался самообразованием. Самостоятельно производил опыты и задумывался над применением их на практике. В юношеские годы он сделался образцовым чертежником. В этой роли Калашников скоро стал известен на волжских судостроительных заводах. Благодаря своим исключительным способностям, сын угличского мещанина заслужил признание на всей Волге. Его называли «мудрым реконструктором паровой машины».

Калашников

В Нижнем Новгороде «механик» постоянно ходил пешком, в старомодном поношенном платье, погруженный в свои мысли, но встречавшиеся с ним всегда его почтительно приветствовали
— Наш изобретатель — самородок! — говорили вслед, провожая взглядом Калашникова
И вышло так что впоследствии имя этого скромного человека стало широко известно не только на берегах Волги и в городах России, но и во всех странах Европы и в Америке.
В борьбе за отечественную инженерную мысль.
Нижегородцы часто видели Василия Ивановича на откосе. С крутого берега Волги он наблюдал за проплывающими пароходами. А у подножья откоса стоял приземистый судостроительный завод купца Курбатова.
Появление Калашникова на Курбатовском заводе относится к девяностым годам. Русского самоучку-изобретателя недоброжелательно встретили судостроитель-англичанин и сам консервативно настроенный хозяин. В таких условиях работать молодому конструктору было трудно. А он пришел на Волгу с совершенно новыми идеями в судостроении.
Калашников, как самостоятельно мыслящий человек, высказывал свои взгляды на преимущества отечественной техники. Иностранные инженеры не хотели замечать русского изобретателя-самоучку.

DSC_0748

За свою жизнь угличский самоучка-механик создал пятьдесят новых пароходов и заново перестроил свыше ста.
За четырнадцать лет работы Калашникова на Курбатовском судостроительном заводе под его руководством было построено 155 пароходных котлов.
24 апреля 1923 предприятию присвоили имя В. И. Ульянова. Фабричная слобода стала именоваться Красной.
В настоящее время здание заводоуправления (Красная слобода, 9) включено в государственный реестр объектов культурного наследия как памятник истории. Все вышеприведенные факты даже в их кратком изложении позволяют оценить значимость охраняемого комплекса построек завода Колчина-Курбатова и необходимость бережного к ним отношения.


Невдалеке от бывшего Курбатовского завода, у начала Георгиевского съезда построен современный гостиничный комплекс "Александровский сад".

DSC_0139



DSC_0144

А вот и Борский перевоз - паромная переправа через Волгу в сторону города Бор. Паромом можно переплыть через реку в летнее время.

DSC_0143

Зимой отсюда по льду Волги отходят суда на воздушной подушке, автомобилям же придется ехать через Борский мост. А простым обывателям без машин до бора можно добраться по канатной дороге через Волгу, о которой я писал ранее.
http://milutkin.livejournal.com/2431.html
http://milutkin.livejournal.com/2586.html
http://milutkin.livejournal.com/3030.html
Tags: Нижний Новгород, история
Subscribe

  • Подводная пещера в центре России

    Нижегородская область богата различными историческими достопримечательностями, но есть и примечательные места, созданные самой природой. Об одном…

  • Точка на карсте

    Сегодня утром в наш офис ворвался Михаил Васильевич- директор предприятия " Противокарстовая и береговая защита"(это именно он дает…

  • Город на карсте.

    В своем недавнем посте про пещеры в районе с. Ичалки я рассказывал о карстовых явлениях http://milutkin.livejournal.com/15561.html. Между тем, мой…

promo milutkin august 5, 2012 12:02 10
Buy for 10 tokens
nbsp; Предуведомление Уже около трех лет я занимаюсь восстановлением своей родословной. Материалов скопилось огромное количество.Эта книга, которая еще очень далека до своего завершения, попытка облачить в некоторую форму все собранные сведения о моих прямых предках. Здесь и полу-легендарные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments