?

Log in

No account? Create an account

milutkin


Мысли маленького человека


Previous Entry Share Next Entry
Уголки Нижнего. Нижневолжская набережная. Ч.1
milutkin
Безусловно, одним из наиболее подходящих мест для летних прогулок в Нижнем является Нижневолжская набережная в районе спуска к Волге Чкаловской лестницы. Сегодня мы прогуляемся здесь.

DSC_0225
Нижне-Волжская набережная полтора века назад строилась лишь как продолжение Нижне-Окской, но спустя годы унаследовала от нее статус «главного нижегородского причала», который сохранила до сих пор. Нижне-Волжская набережная проектировалась в общей системе градостроительных преобразований города в 1830-е гг. архитекторами Иваном Ефимовичем Ефимовым и Петром Даниловичем Готманом. В 1836 г. были начаты работы по ее устройству, к которым ежегодно привлекалось до 2850 человек и 750 телег. Надзор над проектом осуществлял инженер-капитан Дмитриев.

Нижневолжская набережная

Земля для подсыпки берега доставлялась с копки Зеленского и Похвалинского съездов. Чтобы насыпной грунт не уносило паводком, берег было решено обложить булыжным камнем, который привозили в Нижний из Ярославской и Костромской губерний. Весной на одну барку грузилось по 8-10 кубических саженей камня, летом - по 4-6. Сплав и выгрузка барки обходились в среднем по 420 руб. (60 руб. за кубическую сажень). 6 апреля 1836 г. каменную обкладку набережной подрядился выполнить крестьянин Д. Климов. В 1838 г. Нижне-Волжская набережная была отделана под руководством инженера Н. И. Лика, после чего впервые в истории Нижнего Новгорода вдоль городского берега стал возможен проезд на транспорте. Коренным образом начал меняться и облик Нижнего базара. По красной линии набережной отныне разрешалось строить исключительно каменные дома. Первую каменную усадьбу в этом районе возвели князья Голицыны (1837-1839 гг., ныне Рождественская, 47). В центре Нижнего базара - между Рождественской улицей и Нижне-Волжской набережной - была устроена Софроновская площадь. В 1841 г. паводок повредил 111 саженей набережной. Ремонт за 3 тыс. руб. провел все тот же крестьянин Климов. Впоследствии столь значительных разрушений набережной уже не наблюдалось. В 1909-1911 г. в районе Строгановской и Голицынской усадеб была проведена намывка берега и дополнительная обкладка булыжником.

DSC_0213


Изюминкой города можно без преувеличения назвать одно из самых удивительных сооружений – Чкаловскую лестницу, которая располагается у левого берега Волги. Потрясающая по своей красоте, лестница названа в честь выдающегося летчика-испытателя, нижегородца Валерия Павловича Чкалова, который в 1937 году совершил беспрецедентный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер без единой посадки. Памятник великому летчику установлен в ее изголовье. Чкаловская лестница – главная смотровая площадка города, с которой открывается живописный вид на левый берег волги. Перед лестницей проходят авиа-шоу, здесь же начинается парад в день победы в Великой Отечественной Войне. Лестница, спускаясь огромной восьмеркой по склону, связывает верхнюю часть города с Нижне-Волжской набережной.

Чк. лестница

Чкаловская лестница - самый длинный пролет на волжских берегах.
В 1943 году в честь победоносного завершения Сталинградской битвы была заложена мемориальная Чкаловская лестница. Её авторы - архитекторы А.А. Яковлев, Л.В. Руднев, В.О. Минц, а строили немецкие военнопленные вплоть до  1949 года.

Чк. лестница. Строительство

В 1949 году строительство было закончено и лестница, спускаясь двумя огромными кольцами, связала верхнюю часть города с набережной. Однако, оказалось, что Чкаловская лестница- один из самых дорогостоящих проектов в СССР - 7 млн. 760 тыс.рублей. Александра Шульпина обвинили в растрате народных денег, отстранили от должности мэра, исключили из партии и арестовали по гремевшему по всей стране политическому Ленинградскому делу. Освободили Шульпина и реабилитировали, лишь после смерти Сталина.

DSC_0215

Лестница связывает верхнюю часть города с НижнеВолжской набережной. В 1985 году у подножия Чкаловской лестницы установили катер “Герой”, входивший в состав Волжской военной флотилии и в годы Великой Отечественной войны участвовавший в Сталинградской битве. Так что уже третье десятилетие лестница тянется от одного “Героя” до другого — Героя Советского Союза Валерия Чкалова.
А действительно ли лестница насчитывает 560 ступеней, гости и жители города могут проверить сами.

DSC_0222

Красные казармы

Уже более полутора веков на берегу Волги под Кремлем стоят краснокирпичные корпуса казарм. До конца XVII в. стрельцы нижегородского гарнизона жили в городе собственными дворами в особых стрелецких слободах, с петровских времен - определялись на постой к посадским, из-за чего возникало множество конфликтов. На рубеже XVIII-XIX вв. местные дворяне на собственные деньги на территории Нижегородского кремля выстроили для гарнизона два каменных корпуса казарм, но большая часть офицеров и солдат оставалась жить на постое.

DSC_0232
При разработке в 1834 г. проектов коренного градостроительного переустройства Нижнего Новгорода городское общество обратилось в Министерство внутренних дел с просьбой о возведении за свой счет каменных военных казарм. Разрешение было дано в декабре того же года, разработка проекта и надзор за работами возлагались на Нижегородскую строительную комиссию. Архитектор И. Е. Ефимов в 1835 г. спроектировал под кремлем комплекс из четырех зданий: два жилых трехэтажных на подвалах для 2600 человек (60 на 10 саженей) и соответствующие им дворовые службы (конюшни, кухни, кладовые). За проектирование архитектор получил вознаграждение 500 руб.

DSC_0233

Как в Санкт-Петербурге нашел вечный причал крейсер «Аврора», так в Нижнем Новгороде на вечную стояку помещен катер «Герой». Правда, в отличии от знаменитого крейсера «Герой» не стоит у причала, а водружен на гранитный пьедестал.

DSC_0219

Катер «Герой» - памятник речникам и морякам Волжской военной флотилии был установлен в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Открытие памятника состоялось 4 мая 1985 года на Нижневолжской набережной в Нижнем Новгороде.

DSC_0224

 Буксирный пароход-баркас 90 лет проработал на Волге. Первоначальное его название - «Финн». Катер был задействован в боях во время Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны участвовал в Сталинградской битве, входил в состав Волжской военной флотилии .

DSC_0221

Такой я увидел Нижневолжскую набережную в районе катера в июле 2013 года

DSC_0231

promo milutkin august 5, 2012 12:02 10
Buy for 10 tokens
nbsp; Предуведомление Уже около трех лет я занимаюсь восстановлением своей родословной. Материалов скопилось огромное количество.Эта книга, которая еще очень далека до своего завершения, попытка облачить в некоторую форму все собранные сведения о моих прямых предках. Здесь и полу-легендарные…

  • 1
Какое интересное место!
Странно, что там так мало людей гуляет. Или Вы в какое-то неурочное время были?

В будни вечером в хорошую погоду там очень много людей было.

О! Даже в будни!

Да в неурочное, летнее воскресенье. Все на дачах. Да и погодка была не ахти. А вообще я специально выбираю моменты)))

Ааа, тогда понятно))) А то показалось странным, что место такое приятное для прогулок, а гуляющих нет.

Восьмерка на Чкаловской лестнице имеет какой-то тайный смысл?)

Бесконечность!!!!

  • 1