milutkin (milutkin) wrote,
milutkin
milutkin

Category:

Город изнутри. Нижний Новгород. ч. 21. Церковь Сергия Радонежского.

 Очередной пост из этой серии посвящен одному из старейших храмов Нижнего Новгорода Сергиевской церкви на Ильинской горе, которая стоит на Сергиевской улице. Наверное нет нежды объяснять, что церкви были настолько значимыми сооружениями в городе, что улицы назывались по их названиям.

DSC_0770

Одна из старейших в Започаинском районе Н.Новгорода, издревле прозванного Петушками. В 1621 г. была соборной небольшого мужского монастыря, имелапридел в честь Зосимы и Савватия. Завершалась двумя стройными шатрами, представляя собой запрещенный в XVII в. тип многошатрового рубленого храма.
В 1701 г. церковь погорела во время пожара. На следующий год А.Ф. Олисов перестроил церковь уже каменной: главный престол был освящен в честь Спаса,придел - в честь Сергия Радонежского. Храм типа "корабль" с обитыми муравленой черепицей главами и стройной шатровой колокольней. Трапезную и церковь опоясывал фриз, составленный из полихромных изразцов типа "павлинье око". К середине XIX в.здание обветшало. Клир церкви провел сбор средств с прихожан. В департаменте проектов и смет были заказаны планы-фасады нового храма, которые были высочайше утверждены 11 декабря 1864 г.

DSC_0775

Возведение храма началось в 1865 году, проект был лично утверждён Александром II. Строительство было завершено к 1869 году. В 1872 году архитектор Р. Я. Килевейн спроектировал и пристроил по сторонам основания колокольни овальные в плане пониженные помещения, увеличив площадь для проведения служб.

DSC_0776

В годы советской власти в храме располагался Союз художников.


Image-silk.png
Image-silk.png

В 2003 году церковь была передана Нижегородской епархии. В октябре 2006 года была полностью оборудована колокольня, на ней были установлены 12 колоколов, самый большой из
которых весит 4 тонн.


DSC_0782

Мы попали в храм сразу после воскресной службы. В помещении еще не выветрился запах ладана. В воздухе витал дым от только что потушенных свечей, поэтому фотографии получились немного туманными(((.

DSC_0781

Повторно освящён 4 ноября 2006 года, чин освящения совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, ему сослужили епископы Сергиево-Посадский Феогност и Брянский и Севский Феофилакт.

DSC_0780


После освящения в храме была совершена первая Божественная литургия, на которой присутствовал первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев.


DSC_0786

27 января 2010 года в храме был проведён молебен равноапостольной Нине на грузинском языке.

DSC_0785

С декабря 2006 года при храме действует православный центр глухонемых, а по воскресениям совершается литургия с сурдопереводом.

DSC_0784

 При создании центра учитывался опыт работы Симонова монастыря, где работа с глухими и слабослышащими к тому времени велась уже несколько лет.

DSC_0783

В субботу и воскресенье в храме проходят собрания православного молодежного центра и православного семейного клуба, одним из направлением деятельности которых является социально-миссионерская работа.

DSC_0801

В храме располагается икона с частицей мощей святого преподобного Сергия Радонежского, выполненная монахами мастерской Троице-Сергиевой Лавры в 2006 году

DSC_0800

В настоящее время входит в состав Нижегородского Архиерейского подворья.

DSC_0797

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
  В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
  Сам храм предназначен непосредственно для верующих.


DSC_0796

По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

DSC_0795



DSC_0794

Скажите, дорогие читатели, многим ли из вас удавалось заглядывать за Царские ворота православного храма, в ту часть церкви, в которой расположен алтарь? Да немногие и знают, что там. Давайте посмотрим.

DSC_0793

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.
  Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.
  Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.
  Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

DSC_0790
На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.
  Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

DSC_0788

Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа.

DSC_0787


В иконостасе, отделяющем храм от алтаря,  устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

   В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
    Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.
   Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
   Третий ряд — это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.
   Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
   Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
   Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.



Предыдущие посты:

Город изнутри. Нижний Новгород. ч.17. Здание Госбанка на Покровке http://milutkin.livejournal.com/53734.html
Город изнутри. Нижний Новгород. ч.18. Благотворительный корпус Бугрова http://milutkin.livejournal.com/54239.html

Город изнутри. Нижний Новгород. ч.19. Городская усадьба Костромина http://milutkin.livejournal.com/54286.html
Город изнутри. Нижний Новгород. ч.20. Императорский павильон Московского вокзала http://milutkin.livejournal.com/54721.html
Tags: Нижний Новгород, история
Subscribe

promo milutkin august 5, 2012 12:02 10
Buy for 10 tokens
nbsp; Предуведомление Уже около трех лет я занимаюсь восстановлением своей родословной. Материалов скопилось огромное количество.Эта книга, которая еще очень далека до своего завершения, попытка облачить в некоторую форму все собранные сведения о моих прямых предках. Здесь и полу-легендарные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments