milutkin (milutkin) wrote,
milutkin
milutkin

Categories:

Город изнутри. Нижний Новгород. ч. 20. Императорский павильон Московского вокзала.

* автор благодарит за помощь в организации съемки лично Шарадзе Омари Хасановича.

 Сегодня я хочу рассказать , пожалуй, про самый труднодоступный объект в городе - Императорский павильон на станции Нижний Новгород. Попасть туда НЕВОЗМОЖНО! Посещение его закрыто совсем!

DSC_0133

Признайтесь, сколько раз Вы проходили мимо этого здания возле Московского вокзала? Хотелось бы Вам хоть одним глазком заглянуть в него? Сегодня у Вас такая возможность есть!

DSC_0134

Впервые вопрос о строительстве на станции Нижний Новгород (или в документах просто – Нижний) Московско-Нижегородской линии Главного общества Российских железных дорог павильона для приезда императора и членов его семьи был поднят в 1886 году, во время царствования Александра III. По-видимому, инициаторами этого строительства стали Совет Управления Главного общества Российских железных дорог и Департамент железных дорог Министерства путей сообщения. Тогда же было разрешено потратить на это 15 тысяч рублейиз расчета строительства «самой простой конструкции и отделки». Но проект здания не был выработан ни к 1888-му, ни к 1889-му году, хотя постройка Императорского павильона на станции Нижний была разрешена Департаментом железных дорог Министерства путей сообщения 17 мая 1888-го года. В 1889-м году затраты на возведение здания были включены, помимо прочих, в «Ведомость чрезвычайных расходов для усиления провозоспособности дороги в течение пятилетия с 1890 по 1894 год», составленной директором Московско-Нижегородской линии действительным статским советником, кавалером орденов Св. Владимира 4-й и 3-й степени, инженером путей сообщения Иваном Федоровичем Рербергом. Они должны были составить 25 тысяч рублей на 1890-й год и такую же сумму на 1891 год. Выделение средств в 1892 – 1894 годах не предусматривалось.

DSC_0633

 В 1890-м году сумма «на окончание работ (в 1891-м году)
по построению Императорского павильона» «с отоплением, вентиляцией и меблировкой, размером в плане 6,50 сажень на 8 сажень», была увеличена с запланированных 25 тыс. до 31 тыс. рублей. Источником денежных средств стал дополнительный облигационный капитал Главного общества Российских железных дорог. Таким образом, в совокупности, на его строительство предполагалось затратить 56 тыс. рублей. Кроме того, на благоустройство площади перед новым зданием путем строительства площадок на бетонных основаниях предполагалось израсходовать в 1891 году еще 1674 рубля
.

 Проект Императорского павильона на железнодорожной станции Нижний Новгород был утвержден Министерством путей сообщения по докладу № 506 Департамента железных дорог только 26 июня 1891 года, хотя окончательно выработан и представлен для утверждения в Министерство путей сообщения он был, по-видимому, еще до июля 1890-го года.

Царский павильон

Таким образом, он проходил процедуру утверждения в различных инстанциях почти год. Вообще, надо отметить, что практически любое действие,  как то: заключение договоров с подрядчиками, утверждение сроков строительства здания, незапланированные работы и расходы на них или выбор мебельного мастера для интерьера требовало согласования сначала с главным инженером службы пути и зданий Московско-Нижегородской линии Главного общества Российских железных дорог (им тогда был Спиридон Михайлович Петрококино), затем с Советом Управления этого же акционерного общества и, наконец, с Департаментом железных дорог Министерства путей сообщения. Благодаря этому сохранилась обширная переписка, из которой подробно можно узнать о ходе строительства.


 Автором проекта здания и отделки внутренних помещений стал известнейший московский архитектор, построивший здание Московской городской думы (г. Москва, пл. Революции, д.2. – в советское время музей В.И. Ленина), представитель целой династии архитекторов, Дмитрий Николаевич Чичагов (1835 – 1894 гг.). Проект Императорского павильона на станции Нижний он составил, видимо, до июля 1890-го года. На архивных чертежах, выявленных в РГИА, его фамилия отсутствует, но авторство Д.Н. Чичагова безоговорочно подтверждается другими источниками: его подпись стоит под «Перечнем некоторых работ по постройке Императорского павильона на станции Нижний»,  а в «Выписке из доклада заседания Технического Совета от 12 февраля 1892 года» прямо говориться о том, что именно ему было поручено составление исполнительного проекта и детальных чертежей здания.



  Согласно данному проекту, Императорский павильон был построен не в русском стиле, как предполагалось ранее, а в стиле академической эклектики с элементами барокко и рококо. Почти квадратное в плане здание было богато украшено как снаружи, так и внутри. Главный вход в него предусматривался со стороны привокзальной площади. В дальнейшем он был оборудован металлическим навесом «на железных трубчатых колонках, со сделанием чугунного карниза, капителей, цоколя и балясника и покрытием кровельным железом» стоимостью 1400 рублей.


DSC_0631

Внутри здание делилось на восемь помещений.

Сени

DSC_0094


DSC_0095


DSC_0096


DSC_0098


DSC_0131


DSC_0132


Центральный зал
Пройдя через сени, которые представляли собой отапливаемый тамбур с двумя однопольными и одной двустворчатой дверью, можно было попасть в центральный зал с резным камином из белого итальянского мрамора, над которым висело зеркало «в штукатурной раме» .

DSC_0099

Дмитрий Николаевич Чичагов, разрабатывая интерьеры для Императорского павильона, старался оформить их так, чтобы они соответствовали высочайшему положению тех персон, для которых предназначались, т.е. хотел использовать для отделки дорогие породы деревьев, мрамор, обои, ткани, произвести живописные и лепные работы.

DSC_0100

Но, главный инженер службы пути и зданий С.М. Петрококино несколько скорректировал его замысел, естественно, в сторону уменьшения предполагаемых затрат, приняв решение заменить все дорогие деревянные стенные панели, двери и перегородки штукатурными, выкрашенными «под дерево».

DSC_0101



DSC_0102

Изготовление этих лепных украшений в мастерской московского подрядчика М.Д. Кутырина обошлось в 4 тысячи рублей.

DSC_0103

Совет Управления просил, чтобы все чертежи были подписаны Чичаговым и приложены к расценочным ведомостям «как для избежания недоразумений с подрядчиком при исполнении им работ, так и для достижения гармонии в деталях отдельных частей плафонов, стен, пилястров, камина и проч.» .

DSC_0104

Центральный зал был оформлен в светлых тонах, мебелью «крашеной под фарфор в стиле Людовика XVI».

DSC_0105



DSC_0106

Сейчас в центральном зале установлен портрет Николая II работы Юрия Васильевича Васильева.

DSC_0107



DSC_0108



DSC_0109



DSC_0110

В одном из углов центрального зала стоит белый рояль.

DSC_0130

Справа от главного входа и центрального зала располагались кабинеты и уборные Их Императорских Величеств, оклеенные обоями, с печами, облицованными майоликовыми изразцами.

DSC_0117


Передняя


DSC_0111


Слева размещались помещения для свиты, со стенами и печью, также оклеенными обоями, и передняя с треугольной оштукатуренной и раскрашенной печью.


Кабинет Его Императорского Величества

Сегодня в помещении Кабинета Его Величества расположена гостиная огромным обеденным столом посередине.

DSC_0119




DSC_0112


Потолки и стены в большинстве помещений украсили лепными элементами «в стиле Ренессанс, согласно детальных рисунков» Д.Н. Чичагова.
DSC_0113

8 июня 1894 года в Нижний Новгород доставили заказанную у известного мастера Соловьева, который считался одним из лучших в Москве, шикарную мебель на сумму 7 тысяч 265 рублей..

DSC_0114



DSC_0115

Из менее дорогих пород деревьев изготовили вешалки, банкетки и стулья для свитской, передней и сеней. Интерьеры всех помещений, мебель и ее расположение внутри них разработал сам Д.Н. Чичагов, составив подробные рисунки и планы, которые, к сожалению, в архивном деле отсутствуют.

DSC_0118


Уборная

DSC_0120


Кабинет Её Императорского Величества

Стены кабинета Её Величества, кроме того, были обиты шелковой материей, которую выбирал Д.Н. Чичагов, к сожалению, ныне не сохранившейся.

DSC_0121

В павильоне была устроена канализация: отдельные ватерклозеты для Её и Его императорских величеств, а также свиты «с наливными ящиками, всеми приборами и проведением  фаянсовых труб и отделкой сидений 2-х клозетов красным деревом и 1-го клозета ясеневым деревом» стоимостью 800 рублей.

DSC_0123

Перегородки для ватерклозетов при уборной Его Величества и свитской Д.Н. Чичагов предлагал сделать штукатурными до потолка, устроив в их верхних частях просветы с рамами для освещения.

DSC_0124


Кабинет Его Величества было предложено «омеблировать» гарнитуром из мореного дерева в стиле Ренессанс, а его уборную – мебелью из светлого дерева.

DSC_0125

Обстановка кабинета Её Величества была выполнена из красного дерева в стиле Людовика XV, белый полированный клен использовали при выполнении мебели для её уборной.

DSC_0126



DSC_0127

Перегородку же, отделяющую уборную Её Величества от ватерклозета, архитектор выполнил «филенчатой, столярной работы не доверху и без потолка», «из того же дерева, какое будет выбрано для мебели уборной Её Величества», «полагая, что с потолком ватерклозеты по расположению окон в уборной комнате будет трудно осветить» .

DSC_0128



DSC_0129

 В документах практически нет сведений о полах павильона, за исключением одного упоминания о необходимости их перевозки Михаилом Дмитриевичем Кутыриным по железной дороге, а также о подготовке к их настилу со смазыванием «глиной по войлоку».

DSC_0122

На крыше по боковым фасадам был устроен парапет с орнаментированными решетками из оцинкованного железа, изготовленными в мастерской М.Д. Кутырина, погонный аршин которых стоил 28 рублей. Там же, на крыше, в центре фасада по линии железной дороги установили один флагшток, углы здания украшались цинковыми «вазонами»-урнами. Кроме того, на фронтонах обоих фасадов были выполнены гербы Российской Империи и вариант знаков Министерства путей сообщения «из цинка». К сожалению, детальных рисунков последних не выявлено, поэтому установить, что было нарисовано на полях гербов этих знаков, на данный момент невозможно.

DSC_0656

Подряд на строительство Императорского железнодорожного павильона в Нижнем Новгороде получил временно-московский купец Михаил Дмитриевич Кутырин, владелец строительной мастерской в городе Москве на улице Малой Дмитровке, в доме № 12, принадлежащем Спасо-Влахернскому монастырю. 28 ноября 1891 года был составлен проект договора с ним. Согласно этому документу, Кутырин брался выполнить все строительные и отделочные работы, включая дополнительные, которые могли возникнуть по ходу проведения, предварительно согласовав их.

DSC_0628

Строительство Императорского павильона на станции Нижний, согласно проекту договора с подрядчиком М.Д. Кутыриным от 28 ноября 1891 года предполагалось завершить не позднее 1 августа 1892 года, а отделку – не позднее 15 февраля 1893 года. Но, по причине эпидемии холеры в Нижнем Новгороде, здание «вчерне» закончили лишь к концу 1892 года.


DSC_0632

 В 1894 году павильон был готов к приему путешествующих высочайших особ, поэтому бывшие парадные помещения в правом крыле здания вокзала (комнаты для приема императора, большой зал, кабинет царя и салон императрицы) было решено в преддверии Всероссийской промышленно-художественной выставки использовать для устройства столовой.
Не считая незначительной внутренней перепланировки, здание ни разу не перестраивалось и сохранило, за исключением небольших утрат, свой первоначальный облик до сегодняшнего дня.

DSC_0630

Судьба шикарной обстановки павильона неизвестна, но можно предположить, что пострадала еще до событий 1917 – 1918 годов, во время Декабрьского вооруженного восстания 1905 года, когда  рабочие захватили и удерживали здание вокзала.
В советское время Императорский павильон переоборудовали под кассы предварительной продажи билетов, в 1985 году – для приема народных депутатов и других высокопоставленных лиц. Последний ремонт в нем был произведен в 1997 году, а в 2005 году была выполнена реставрация по проекту, разработанному архитекторами научно-исследовательского предприятия «Этнос».  При этом старая мемориальная доска была заменена на новую, где указали точные даты начала и завершения строительства Императорского павильона 1892 – 1894 годы и имя архитектора – Дмитрия Николаевича Чичагова.

DSC_0097

Стоимость реставрационных работ составила 8 млн. рублей. В большинстве помещений экспонируются предметы рубежа XIX и ХХ веков, работы нижегородских художников. Они погружают посетителя в торжественную атмосферу, которая и была задумана при проектировании дома. Павильон имеет статус зала для официальных делегаций, принадлежит Горьковской железной дороге. В здании проводятся важные встречи и переговоры с участием руководства Горьковской железной дороги и ОАО «РЖД», награждение лучших железнодорожников, пресс-конференции.
На сегодняшний день Императорский павильон на железнодорожной станции в городе Нижнем Новгороде относится к категории памятников архитектуры регионального значения.

В посте использованы материала сайта "Открытый текст" http://www.opentextnn.ru/space/nn/dom/?id=1629
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.13. Особняк В.М.Бурмистровой http://milutkin.livejournal.com/49905.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.14.Крестьянский поземельный банкhttp://milutkin.livejournal.com/49965.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.15. Особняк Д.В.Сироткина http://milutkin.livejournal.com/50616.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.16. Магазин "Колбасы" http://milutkin.livejournal.com/51066.html
Город изнутри. Нижний Новгород. ч.17. Здание Госбанка на Покровке http://milutkin.livejournal.com/53734.html
Город изнутри. Нижний Новгород. ч.18. Благотворительный корпус Бугрова http://milutkin.livejournal.com/54239.html

Город изнутри. Нижний Новгород. ч.19. Городская усадьба Костромина http://milutkin.livejournal.com/54286.html
Tags: Нижний Новгород, история
Subscribe

  • Незаконченная книга. Глава 10.

    К главе 10 1-е поколение: Беркей (Аникей), 2-е поколение: Юрий Аникеевич, 3-е поколение: Иван Юрьевич Аничков, 4-е поколение: Григорий…

  • Книга памяти с. Покров Гагинского р-на

    КНИГА ПАМЯТИ С. ПОКРОВ Жители С. Покров, участвовавшие в ВОВ 1941 – 1945 гг. АЛЯЕВЫ 1. Аляев Александр Павлович, 1893 г.р.. Место…

  • О беженцах

    Вот, смотрю я новости о беженцах в Европе и приходят мне в голову крамольные мысли. А так ли мы похожи на европейцев, как хотим казаться? В…

promo milutkin august 5, 2012 12:02 10
Buy for 10 tokens
nbsp; Предуведомление Уже около трех лет я занимаюсь восстановлением своей родословной. Материалов скопилось огромное количество.Эта книга, которая еще очень далека до своего завершения, попытка облачить в некоторую форму все собранные сведения о моих прямых предках. Здесь и полу-легендарные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Незаконченная книга. Глава 10.

    К главе 10 1-е поколение: Беркей (Аникей), 2-е поколение: Юрий Аникеевич, 3-е поколение: Иван Юрьевич Аничков, 4-е поколение: Григорий…

  • Книга памяти с. Покров Гагинского р-на

    КНИГА ПАМЯТИ С. ПОКРОВ Жители С. Покров, участвовавшие в ВОВ 1941 – 1945 гг. АЛЯЕВЫ 1. Аляев Александр Павлович, 1893 г.р.. Место…

  • О беженцах

    Вот, смотрю я новости о беженцах в Европе и приходят мне в голову крамольные мысли. А так ли мы похожи на европейцев, как хотим казаться? В…