milutkin (milutkin) wrote,
milutkin
milutkin

Category:

По городам Рязанского княжества. ч. 7. Заразский город (Зарайск)

Этот город произвел на меня очень сильное впечатление. Гуляя по нему, особенно остро ощущаешь неразрывную связь времен. Город пережил и татаро-монгольские набеги, и захват польскими интервентами. В древнем кремле служили панихиды по погибшим во время Смуты воинам и формировали дивизии в время Великой Отечественной войны. Здесь был воеводой Дмитрий Пожарский и родился маршал Мерецков. И сейчас Зарайск не последний город в Рязанском княжестве Московской области.

DSC_0537

Никольский собор - самое древнее церковное здание на Зарайской земле. Храм, построенный в конце XVII века, хотя и с утратами, сохранился до наших дней. К сожалению, во время нашего посещения кремля он был закрыт.
Первая Никольская церковь была бревенчатой. Ее сложили для иконы Святителя Николая, принесенной из Корсуня (Херсонеса Таврического) в 1225 году. Первые три столетия из своей долгой истории храм, как, впрочем, и другие здания в городе, был деревянным, и, наверное, не раз перестраивался.

DSC_0430

Он находится рядом со Спасскими воротами.

DSC_0433

В 1528 году начинается новый этап градостроительства в Зарайске – эпоха каменного зодчества. Тогда был возведен каменный Никольский храм, и началось сооружение кремля. Через полтора столетия церковное здание пришло в ветхость, и на смену ему, по Указу Государя Федора Алексеевича, в 1681 году воздвигли каменный пятиглавый Никольский собор.

DSC_0434

За правым клиросом, в древнем киоте, в окружении свечей и лампад, стояла главная святыня собора — чудотворная икона Николы Зарайского. К ней стекались верующие для молитвы Великому Угоднику Божию.

DSC_0440

Среди богомольцев были не только простые люди – крестьяне, ремесленники, купцы, но и представители высшего сословия – родовитые дворяне, Великие князья и даже Государи. Известно, что икону Николы Зарайского чтил преподобный Сергий Радонежский и совершал перед ней молебны. В Зарайск, на богомолье, приезжал царь Иван Грозный со своим сыном…

DSC_0444

Хранитель великой православной святыни, Никольский храм благоукрашался на пожертвования верующих. Росписи покрывали стены и своды, изображения святых находились даже на железных кованых дверях. В XVIII столетии в соборе появился великолепный барочный иконостас с мотивами рокайля и круглой скульптурой. Во второй половине XIX века в храме обновили живопись и устроили новую кровлю.

DSC_0491

Собор закрыли в 1919 году, и помещение отдали под музейную экспозицию. В то время убранство храма сохранялось в неприкосновенности. Но позже, когда сюда переселился архив, а затем и склад, разломали паперти, из собора исчезли иконы в богатых окладах, церковная утварь, книги, резная скульптура, детали иконостаса.
Последним настоятелем собора перед его закрытием был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, пострадавший в годы гонений за веру Христову. Он был расстрелян на Бутовском полигоне 9 сентября 1937 года. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви о. Иоанн прославленн в лике новомучеников Российских.


DSC_0509

Духовное возрождение Зарайского края началось с Никольского собора в 1990-х годах. 7 января 1992 г. в древних стенах впервые после долгих десятилетий звучали молитвы и торжественные песнопения Божественной литургии. Ныне церковный приход Никольского собора – самый многочисленный и активно развивающийся. Год от года растет число прихожан, при храме действует воскресная школа для детей, ведется широкое социальное служение, развивается сотрудничество с государственными и общественными организациями в сфере образования и культуры.

                                                  Собор Иоанна Предтечи

Иоанно-Предтеченский собор — памятник архитектуры XIX века. Первый храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечисооружен в XIII веке на могиле зарайского князя Феодора, его супруги Евпраксии и сына их Ивана.

В середине XVI века при царе Иване Грозном возвели новый Иоанно-Предтеченский храм, «что под колоколами», который находился несколько восточнее нынешнего храма. В 1525 году он значится уже каменным.

DSC_0493

Восстановленный в 1819-1821 годах собор был богато украшен и имел три престола: из которых средний был устроен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, направо — во имя апостолов Петра и Павла, налево — в честь равноапостольного князя Владимира, был окончен постройкою и освящёнСергием архиепископом Рязанским в 1822 году 11 июня. К алтарной стене собора примыкала колокольня, под коей прежде находилась трапеза прежней Предтеченской церкви.
DSC_0447

Существующий Иоанно-Предтеченский собор на территории Зарайского кремля был реконструирован в 1901-1904 годах по проекту К. М. Быковского на средства братьев Бахрушиных, на месте разобранной ампирной церкви 1819-1821 годов. Автор проекта реконструкции — архитектор И.Калугин. Ряд архитектурных приемов и силуэт собора близки московской церкви Троицы на Грязех, видимо, послужившей образцом.
DSC_0448

В 1928 году был закрыт и Предтеченский Собор в городе Зарайске. Колокольню взорвали, гробницу зарайских князей уничтожили. После закрытия Иоанно-Предтеченский храм использовался как кинотеатр, причём во Владимирском приделе был устроен буфет, а рядом с алтарём — общественный туалет.

DSC_0449

В 1992 году храм передали верующим. В 1994 году возведена деревянная колокольня с десятью колоколами. В 1997 году изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. В августе 2002 года свящён восстановленный памятник-надгробие князьям Фёдору, Евпраксии и Иоанну. В 2009 году закончились реставрационные работы.

DSC_0450
                 Стены кремля
Кремль был построен на уровне военно-оборонительных сооружений Западной Европы того времени. Его стены и башни отличаются простотой и утилитарностью, но на то он и воин. Благородную красоту придает ему сочетание белокаменного цоколя и верха из старинного кирпича-железняка.
Можно прогуляться по этим древним стенам . В некоторых местах стены сильно разрушены.

DSC_0460

В Караульную башню ведет узкий вход. В ней можно подняться до четвертого яруса, под самую крышу.

DSC_0461

Судьба Зарайского кремля - это судьба воина. Кремль видел под своими стенами полчища степняков, после которых, по тогдашнему поверью, сто лет трава не росла. Видел польских и литовских авантюристов, презиравших все русское.

DSC_0469



Видел самое страшное - русскую Смуту. Если бы памятникам, как людям, полагались награды, то кремль имел бы право на скромную золотую полоску - знак, свидетельствующий о тяжелом ранении воина.

DSC_0474


Сегодня, успокоившийся от битв, седой и древний, но по-прежнему могучий и настороженный, вглядывается он в горизонт, но... дали за Осетром тихи и спокойны

DSC_0476



DSC_0484

Возле северной стены находится несколько могил руководителей города советского периода. Место для захоронений очень престижное. Быть похороненным у кремлевской стены было почетно.

DSC_0490

Несмотря на боевое прошлое города, Зарайск остается тихим уютным провинциальным городом. Рядом с кремлем разгуливают куры.

DSC_0516



DSC_0517

В суровую годину Великой Отечественной войны малый город направил на фронты более 10,5 тысяч своих сограждан, из которых 5367 не вернулись домой.
Война выдвинула целую плеяду талантливых полководцев из Зарайска: маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, генералов И.Н. Гуреева, Т.К. Козырева, П.И. Мазепова, В.К. Мерецкова, А.Н. Пономарева, Н.Н. Пономарева и М.П. Притворова, адмиралов С.Е. Захарова и В.И. Дмитриева.
DSC_0458

Памятный курган города Зарайска


Но не только Зарайский кремль манил меня в этот город. Здесь, на окраине города, во времена Смуты сражались арзамасские воины за независимость русского народа. С большой степенью вероятности, здесь сражались и мои прямые предки по отцовской линии. В то время дети боярские - три брата Блохиных и их дядя Матвей Васильевич Блохин служили на Арзамасской засечной черте. После 1608 года один из братьев Алексей Исаевич Блохин нигде больше не упоминается (((( К сожалению, списка погибших в этом бою не существует.
Здесь находится братская могила погибших в этом бою.


DSC_0545

В Смутные времена XVII века Зарайск, как и Рязань, был одним из форпостов национально-освободительного движения против польско-литовских интервентов. Весной 1608 года Зарайск захватил отряд польского авантюриста, полковника А. Лисовского. Когда в Рязани узнали об этом событии, то немедленно послали рязанские и арзамасские дружины отбивать город у врага. Рязанским ополчением командовал Захарий Петрович Ляпунов, брат знаменитого рязанского воеводы, вождя 1-го (рязанского) народного ополчения Прокопия Ляпунова, арзамасским — князь Иван Андреевич Хованский.

30 марта 1608 года в пригороде Зарайска, на Михайловской улице, развернулось скоротечное ожесточенное сражение. Вот как описывает битву под Зарайском историк В. Берг: «Приидеже под Зарайский город полковник Лисовский с литовскими людьми и русскими воры и град Зарайск взяли. В Переславле же Рязанском слыша воеводы, что Зарайский город литовские люди взяли и послаша под Зарайский город ратных людей, воевода с ними был Захарий Ляпунов и приидоша под Зарайский город. Лисовский же, вышед из Зарайска, московских людей поби на голову и многих живых пойма; единых бо арзамазцев убиша на том бою триста человек. Трупы же их Лисовский велел похороните в одноместно — в яму, и сдела ту над ними для своей славы курган велий и тот курган стоит до днесь».

DSC_0546

В первые минуты боя управление войском было потеряно: рязанский воевода Захарий Ляпунов получил тяжелое ранение — его даже посчитали убитым. Многократное превосходство в живой силе позволило Лисовскому нанести жестокое поражение русским ополченцам. Арзамассцев в этой битве погибло триста человек, а рязанцев —неведомо сколько. Трагическая попытка освобождения города в этот раз не увенчалась успехом, но на следующий, 1609 год, Прокопий Ляпунов выбил противника из Зарайска и поставил деревянный крест на кургане. С этого времени, вероятно, и началось почитание памяти павших героев. Долгое время родные и близкие храбрых воинов приезжали на памятный курган, чтобы отдать дань памяти и уважения подвигу своих земляков.

DSC_0551

В 1614 году рядом с курганом «по челобитью чернослободцких тяглых людей Сенки Казанца с товарищи» воздвигли деревянную церковь во имя иконы Благовещенья Пресвятой Богородицы, которую принесли с собой арзамасские ополченцы. С течением времени курган стал осыпаться, а память защитниках Отечества забываться. Деревянный крест с кургана продали в Николо-Кобылинскую церковь, которая впоследствии сгорела. От былого подвига славных воинов ничего не осталось в переменчивой людской памяти.

DSC_0552

В 1879 году будущий член Рязанской ученой архивной комиссии, начальник зарайского гарнизона полковник Александр Марин стал инициатором возрождения памяти павших героев. Планировалось поставить на кургане часовню, а около него устроить приют для бедных семейств отставных нижних чинов. Вскоре деньги по подписке были собраны, но и оказалось недостаточно, и пришлось отказаться от постройки часовни и приюта. Часть денег выделили на благоустройство кургана и на памятник, а другую часть положили на вечное хранение в городской банк под проценты. Банковские проценты постановили отсылать в уездное училище для выдачи пособия детям из бедных семейств.

DSC_0557

21 марта 1880 года начались подготовительные работы. Курган окружили деревянной оградой и обсадили быстрорастущими деревьями. В ходе расчистки места под фундамент нашли медные кресты и иконки-складни. 25 марта на кургане на каменном фундаменте поставили памятник. Высота памятника вместе с чугунным крестом составила 4 аршина 16 вершков (свыше 3 м).

DSC_0555

Предположительно, в 20-х годах XX века памятник исчез, а вместе с ним бесследно исчезли и пояснительные надписи на поклонном кресте. Интересно было бы реконструировать стародавний облик зарайского кургана в торжественный момент открытия мемориала.

После нескольких лет поисков письменных и других свидетельств, связанных с этим памятным событием, удалось, наконец, обнаружить уникальный документ — фотографический снимок 1880 года, на котором запечатлен момент освящения поклонного креста[8]. Неизвестному очевидцу торжеств посчастливилось сделать этот черно-белый снимок.

DSC_0554

На лицевой стороне фотографии, слева, идет надпись столбцом: «благовещенским попечительством и Городом поднесен был адрес и икона Благовещения пресвятой девы А.А. Марину. Икона — изображение Копия с древней Иконы и Которую Арзамазским ополчением принесена из г. Арзамаза и хранится в Благовещенской церкви». На лицевой стороне под фотографией, внизу сделана строчная надпись: «Курган на могиле защитников г. Зарайска павших в 1608 году находящийся близь церкви Благовещения. В битве с польским воеводой полковником Лисовским убито 300 человек из дружины Арзамазцев тут был убит Захарий Ляпунов и ранен Воевода Зарайский Д.М. Пожарский» (по известным к настоящему времени письменным источникам, Д. Пожарский в этой битве не принимал участия, а Захарий Ляпунов остался жив, получив тяжелое ранение[9]). Продолжением этой же надписи служит сообщение о торжественной церковной службе в память павших защитников Зарайска, которую возглавлял архиепископ Рязанский и Зарайский Палладий: «В 1881 году 12 июля отслужена была лития и провозглашена вечная память павшим воинам Высоко Преосвященным Палладием Архиепископом Рязанским и Зарайским».

DSC_0559

С 1990 причт Благовещенской церкви восстановил традицию ежегодных поминальных панихид у памятника-кургана. В 1998 прошли торжества по случаю 390-летия со дня сражения добровольных дружин Арзамаса и Рязани за освобождение города от польско-литовских интервентов. В Благовещенской церкви и у подножия Кургана проведены поминальные панихиды, отданы воинские и гражданские почести. На ограде Благовещенской церкви укреплена мемориальная доска (автор В. И. Полянчев), а у подножия Кургана установлены памятные знаки, доставленные делегациями Арзамаса и Рязани.

DSC_0549


DSC_0550


Благовещенская церковь

Через три года после битвы в память о погибших воинах рядом с курганом была построена Благовещенская церковь. Я не мог не зайти в нее и не поставить свечку.


DSC_0560

Благовещенская церковь — памятник архитектуры XVIII—XIX вв. Первоначально воздвигнута в 1614 «по челобитью чернослободских людей Сенки Казанца с товарищи, по благословению архиепископа Рязанского Феодорита». Главный престол храма освящен в память ратников добровольных дружин Арзамаса и Рязани, павших 30 марта 1608 при освобождении города от польско-литовских интервентов.

DSC_0564

В церкви после проведенной ночью Пасхальной литургии было пустынно. 5 мая, в день Воскресения Господня, мне удалось побыть в тишине в этом храме.

DSC_0568

Существующий храм, который начал строиться в 1777, имеет два придела — Архангельский и Сергиевский.

DSC_0571


DSC_0572

В основе здания бесстолпный одноглавый трехсветный четверик, покрытый сомкнутым сводом, с граненой апсидой. В архитектуре воплотились формы провинциального барокко. Позже пристроена трехъярусная колокольня классического стиля.

DSC_0563

Благовещенская церковь — единственная в городе, в которой после революции не прекращались богослужения. Сюда были переданы многие иконы из закрытых и уничтоженных храмов района.

DSC_0569

Почитаемая храмовая реликвия — памятник-хоругвь с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, преподнесенный жителями Арзамаса в честь 300-летия Зарайской битвы.

DSC_0566

После посещения Кургана и Благовещенской церкви мы покинули славный (без кавычек) город Зарайск. Далее наш путь лежад\л в не меннее интересную Коломну.

Продолжение следует...


По городам Рязанского княжества. ч. 1. Вступление. http://milutkin.livejournal.com/51648.html
По городам Рязанского княжества. ч. 2. Городец Мещёрский (Касимов) http://milutkin.livejournal.com/51729.html
По городам Рязанского княжества. ч. 3. Городец Мещёрский (Касимов) http://milutkin.livejournal.com/51973.html
По городам Рязанского княжества. ч.3,5. Гусь Железный http://milutkin.livejournal.com/52519.html
По городам Рязанского княжества. ч. 4. Переяславль Рязанский (Рязань) http://milutkin.livejournal.com/52887.html

По городам Рязанского княжества. ч. 5. Переяславль Рязанский (Рязань) http://milutkin.livejournal.com/53138.html
По городам Рязанского княжества. ч. 6. Заразский город (Зарайск) http://milutkin.livejournal.com/53329.html

Tags: Зарайск, история
Subscribe

  • Суеверия наших предков

    Недавно мой друг olegtiniaev прислал мне заметку про вашего мальчика про село моих предков, опубликованную в…

  • Будный майдан

    Во времена Казанского похода на месте Покрова шумели леса. Именно потому в Гагинском крае в середине XVII века боярин Борис Морозов организовал…

  • Новые сведения о казанском походе Ивана Грозного

    Как известно, в 1552 году царское войско вышло из Мурома, прошло по территориям нынешних Навашинского, Арзамасского районов и никак не могла…

promo milutkin август 5, 2012 12:02 10
Buy for 10 tokens
nbsp; Предуведомление Уже около трех лет я занимаюсь восстановлением своей родословной. Материалов скопилось огромное количество.Эта книга, которая еще очень далека до своего завершения, попытка облачить в некоторую форму все собранные сведения о моих прямых предках. Здесь и полу-легендарные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Суеверия наших предков

    Недавно мой друг olegtiniaev прислал мне заметку про вашего мальчика про село моих предков, опубликованную в…

  • Будный майдан

    Во времена Казанского похода на месте Покрова шумели леса. Именно потому в Гагинском крае в середине XVII века боярин Борис Морозов организовал…

  • Новые сведения о казанском походе Ивана Грозного

    Как известно, в 1552 году царское войско вышло из Мурома, прошло по территориям нынешних Навашинского, Арзамасского районов и никак не могла…