milutkin (milutkin) wrote,
milutkin

Пещеры на Среднерусской равнине

В один из погожих осенних деньков мы с женой решили сделать вылазку на природу. Так как грибы уже порядком надоели, решили ехать в Ичалковский бор, в пещеры!

Ichalki_cold

[+28 фото]
Там мы уже были и знали, что последние 2 км перед бором лучше преодолевать в сухую погоду, в дождь дорога становиться опасной. Но в этот раз с погодой нам повезло.

1. Дорога после Вада (это поселок такой, если кто не в курсе)

По причине выходных на дороге было довольно мало машин, это позволяло любоваться природой Припьянья. Река Пьяна это отдельная тема, о которой можно рассказывать часами. Для того , чтобы проехать к бору, нужно пересечь территорию Ичалковского карьера. На проходной которого не было не души, не считая двух миролюбивых собачек. Шлагбаум на въезде был открыт ровно на столько, чтобы под него могла поднырнуть любая легковушка.

Сам Ичалковский карьер это уже зрелище.

2. Ичалковский карьер. Обратите внимание на экскаватор, будет понятнее размер )))

Здесь открытым способом добывают известняк для нужд народного хозяйства.  Тут же бутовый камень (большие глыбы известняка) дробят и получают щебень.
Весь известковый щебень на стройки Нижегородской губернии и соседних регионов идет отсюда.

3. В карьере хорошо видны пласты пород: сверху глина, ниже известняк.(Запомним это)

4. Предприятие имеет целый парк еще не очень старой техники для разработки пород.

До бора доехали без приключений. Здесь уже осень вступила в свои права.

5. Осень

Сам Ичалковский бор находится на берегу реки Пьяна и имеет статус природного заповедника. Въезд автомобилей на его  территорию запрещен.

6. Река Пьяна.

Недалеко от этого места находится плотина, на которой стоит маленькая гидроэлектростанция. Этим и объясняется некоторая заболоченность.

7. Один из рукавов Пьяны

9. Заповедник

И вот, мы вступили в заповедный лес. Перед нами была вот такая карта, скаченная из интернета. (Потом мы убедились, что эта же карта была почти у всех посетителей бора). Ориентироваться в лесу, даже имея карту, очень сложно.

10. Карта-схема заповедника.(Спасибо Анне Рыбаковой за ее подарок всем блогерам!)

Через 200 м после входа в бор картина местности резко меняется. То там, то здесь попадаются огромные воронки- результат (нет-нет, здесь войны не было!) карстовых провалов.
   Карст  — это явления, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении водой горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных  легко растворимыми в воде горными породами — гипсами, известняками, мраморами, доломитами . (О как! Википедия, блин!)

11. Здесь видны уже гороные породы

12. А это - провалы

Идя по хорошо натоптанным тропинкам, мы  натолкнулись на первую пещеру. Было непонятно, что это за пещера. И только встречные туристы, с такой же как у нас картой, подсказали нам, что это пещера №1 на схеме. Понятно - Холодная (Ледяная) пещера! (см. схему).
    Для того , чтобы войти в пещеру, нужно спуститься по довольно крутым склонам на дно провала. Приходилось помогать себе руками, цепляясь за камни и корни деревьев. Еще на подходе к пещере ощущается холод, как если вы откроете холодильник)))

13. Вход в Холодную пещеру довольно узкий.

Дальше идет наклонная галерея ко дну пещеры. На схеме это  хорошо видно. Сама пещера довольно маленькая. Сразу приходит на ум история Древного мира (5-й класс),картинки с изображениями древних людей, сидящих перед костром.
   В такой пещере точно без одежды из шкур не выживешь!

14. Та же Холодная пещера. Ето еще не дно!

Внутри пещер фотки получаются не интересными-спрошные каменные глыбы, величиной с лошадиную голову. Вылезли из этой пещеры и поняли насколько тепло на поверхности. +23 в сентябре! Перепад температур примерно 20 градусов!

Недалеко от нас, какие-то туристы практиковались в скалолазании. Здесь оказался огромный провал с отвесными стенами.

15. Скалолазы.

Это оказалась пещера , отмеченная на карте под №2. Это огромная яма,называемая Старцевой, с входами в две небольшие пещерки. Попасть на дно ямы можно только с помощью альпинистского снаряжения. Ребята сказали, что спускались в пещеры. Но, по выражению их лиц поняли, что делать там, собственно, нечего.

16. Старцева яма. Вход в одну из пещер.

Говорят, в одном из гротов провала жил старец-пустынник. Воду и пищу ему спускали по верёвке. А грот, в котором он жил, с тех пор называют «Старцевой кельей».

17. Впрочем она не очень глубокая

Буквально в 100 м от Старцевой ямы есть еще один провал. По форме он напоминает большой овраг с очень крутыми склонами. Там расположена пещера Безымянная или Малая Ледяная пещера (на карте пещера №3). Спуск в нее довольно простой - тропинка по дну оврага. Поэтому посетителей здесь всех больше.
   В самой пещере туристы складывают записочки с пожеланиями. Считают, что этой традиции уже более 50 лет.

18. Безымянная пещера

19. "Алтарь" с записками.

В этой пещере довольно холодно, Спускаясь к каждую их пещер, приходилось одеваться. От дыхания клубится пар, поэтому фотки получаются нечеткими.

20. На этом фото видны испарения.

21. Чтобы пробираться в пещеры, нужны перчатки. Просто на своих двоих здесь не пройдешь!

Попавшаяся навстречу парочка туристов, показала дорогу к "Чертову мосту" и еще одной пещере (на карте №4). Но пробродив по лесу около получаса, мы не нашли этих мест, ни "Чертова моста" , ни Наклонной (Студенческой) пещеры. Пообещав себе, в следующий раз заготовить таблички в виде указателей и воткнуть их на тропинках для элементарной навигации, вернулись на " главную" дорогу.

Немного отдохнув, отправились на поиски следующей пещеры. На этот раз Теплой пещеры (на карте под №7)

22. Вход в Теплую пещеру.

Выполнив в очередной раз ритуал одевания, спускаемся по довольно крутым склонам ко входу в пещеру. Над входом встречаем полустертую надпись краской. Применив метод дедукции читаем" Стрела 1 мая 1965"

23. Эта надпись старше меня. Это, конечно , не доисторические рисунки но все же...

Не понимаю, почему эта пещера называется Теплой!  Еще на подходе от нее веет холодом!

Ichalki_cold
24. "Теплая" пещера!

Спустившись понимаешь, что здесь что-то не так! Пещера довольно большая с высоким купольным сводом. Фотоаппарат , даже со вспышкой, не может охватить его. Остается только любоваться. На дне пещеры едва заметное темное пятно, размером , примерно, 10 х 7 м.

25. Дно Теплой пещеры.

И только подойдя к этому  темному пятну, пытаясь коснуться его рукой, вздрагиваешь от неожиданности. Вода! Озерцо такое чистое, что просто не замечаешь его с расстояния полуметра!

26. Озеро!

Долго не мог сфотографировать его, получаются просто камни))), пока не догадался кинуть камешек в воду)))

27. Теперь видно воду! )))

Вылезли на поверхность уставшие, но довольные. С чувством выполненного долга! Осталась последняя Рождественская пещера (на схеме №6). Судя по карте, она должна быть дальше в лесу, справа от дороги.  Решили посмотреть и ее. Дорога показалась длинной. И немудрено, к этому моменту мы были довольно усталые, потому что уже намотали по лесу около 8 км с заходами (залазами?) в пещеры.
   Навстречу попалась, тоже усталая, семья туристов с маленькими детьми, сидевшими у родителей на плечах. Они не нашли Рождественскую пещеру.
   Проблуждав по лесу еще полчаса и найдя несколько белых грибов прямо у дороги, еле волоча ноги, мы вернулись к машине.  Ранний ужин скрасил наше житие.

28. Случайный кадр.

Наш пеший поход по Ичалковскому бору составил около 12 км. Мы были счастливы, что добрались до машины до дождя. Всю обратную дорогу он моросил, не давая сделать хороших кадров.

Вот такие случились у нас выходные!
Tags: пещеры, река Пьяна

promo milutkin august 5, 2012 12:02 10
nbsp; Предуведомление Уже около трех лет я занимаюсь восстановлением своей родословной. Материалов скопилось огромное количество.Эта книга, которая еще очень далека до своего завершения, попытка облачить в некоторую форму все собранные сведения о моих прямых предках. Здесь и полу-легендарные…